Новости | news

После Ассамблеи WCF

Ассамблея WCF прошла, и прошли все сроки, необходимые для того, чтобы внятно озвучить решение, принятое по "новым золотым" окрасам. Однако никакой ясности не наступило. WCF что-то приняла, чему-то присвоила кодировку… Но чему? Заводчики в растерянности, а весь актив WCF отправился в отпуск – отдыхать от трудов праведных до конца января.

В связи с этим предлагаю еще раз вспомнить историю проблемы.

Шиншилла, согласно определению, которое по сей день красуется в самом конце одной из страниц официального сайта WCF , – это "agouti cats, where the tabby pattern is faded due to selection". В переводе на русский это означает "агути-кошка, у которой тэбби-отметины исчезли благодаря селекции".

В начале 2000-х российские заводчики начали импортировать в Россию первых золотых производителей. Одним из них был британский кот Witchwoods Lionheart (2002-года рождения). Его окрас по родословной – ny 12. Если сравнить этого кота с котом Ermine Trace Qorall (2017-го года рождения), то мы как раз и увидим результат 15-летней селекционной работы заводчиков, желавших максимально приблизиться к требованиям стандарта WCF:

Очевидно, что у кота 2002-го года рождения (слева) тэбби-отметины никуда не исчезли и прекрасно видны, включая контрастное замкнутое ожерелье, полосы на ногах, четкие черные кольца на хвосте и даже пресловутую "букву М" на лбу. Он не шиншилла: у него характерный для рисунчатых тэбби тикинг в зоне фона и глубокий прокрас в зоне рисунка:

Однако в начале 2000-х годов никого не смущало, что золотая шиншилла – это не шиншилла, а пятнистый или мраморный тэбби теплого оттенка. Никому на тот момент не была известна и генетика золота. На этот счет строились предположения, создавались теории (моногенная, бигенная, тригенная…), но генетических тестов не было. Тем не менее выставки проводились, судьи судили и даже спокойно присудили Witchwoods Lionheart титул Всемирного Чемпиона WCF в окрасе золотая шиншилла – ny 12.

Сегодня заводчики не только получили настоящую типпированную и бесполосую золотую шиншиллу, но даже точно знают, какие гены помогли им в этом. Два новых аллеля – TiA (мутация в Dkk4, позаимствованная у абиссинских кошек) и wbBSH (мутация в гене CORIN, пока непонятно, откуда взявшаяся) – дали мощный толчок развитию окраса, придав ему современный яркий и зрелищный вид, который сразу же оценили любители кошек во всем мире.

Любители оценили, а фелинологические системы, возглавляемые рядом заслуженных экспертов-фелинологов, дружно запретили. До сих пор многие помнят инцидент на выставке в Таиланде, после которого золотых шиншилл начали массово дисквалифицировать за якобы белое в окрасе. Вот как это произошло.

Выставка проходила в Бангкоке 7 октября 2018, на ней работали эксперты-фелинологи Павел Рудов, Наталья Рожкова и Татьяна Чернова. Последняя больше известна не как эксперт, а как член правления WCF, ранее – генеральный секретарь, а сейчас – один из трех членов секретариата, обязанный, в числе прочего, курировать российские клубы. На выставку были заявлены две золотые шиншиллы, котята-однопометники из российского питомника Galeksy. Судила их Татьяна Чернова.

После выставки хозяйка котят прислала их заводчику оценочные листы с записью "not for breeding" в одном из них:

Русскоязычным заводчикам не так-то просто разобрать каллиграфический почерк и английский язык Татьяны Черновой, поэтому не поручусь за 100%-ную точность перевода записи. Полагаю, что Due the white fingers must be church in adult now not for breeding означает нечто вроде "Нужно <оценить еще раз> котенка во взрослом возрасте – сейчас из-за белых пальцев он выглядит непригодным для разведения".

Удивительно, но в оценочном листе другого котенка (точно такого же по окрасу) ничего подобного не было; напротив, там имелась номинация на Best in Show:

Я выслушала несколько вариантов истории о том, каким образом первый котенок оказался "not for breeding" и что за этим последовало. И это, на мой взгляд, история о том, как обыкновенная бабская скло женская ссора может самым разрушительным образом сказаться на некогда успешной и слаженной работе большого коллектива.

Среди владельцев выпускников питомника Galeksy были недовольные судейством Натальи Рожковой. Они так часто жаловались на нее заводчику, Александре Шауре, что на момент выставки в Бангкоке у Александры уже сложилось твердое убеждение: Рожкова терпеть не может ее кошек и сделает все возможное, чтобы их "засудить". Поэтому присланное с выставки фото, на котором у судейского стола Черновой стоит Рожкова, держа в одной руке котенка, а в другой – какую-то бумажку, произвело, простите за клише, эффект разорвавшейся бомбы.

Между заводчиком (Александрой) и хозяйкой котят (Juntima) состоялся следующий диалог:

– Она смотрит каталог?
– Какой каталог?
– Номера кошек и владельцев.
– Да, смотрит. Она говорила мне, что знает заводчика.
– А спрашивали ее – что она думает о заводчике? И что она сказала вам? Она сказала, что заводчик неправильно разводит кошек. Она мне не нравится"

С этой минуты Александре все стало ясно: виновник – Рожкова! Это Рожкова ни с того ни с сего подбежала к столу Черновой и буквально с ножом к горлу заставила ее вписать "not for breeding" в оценочный лист ненавистного котенка Galeksy…

Смириться с таким безобразием Александра, конечно, не могла и опубликовала на ФБ разоблачительный пост о кознях Рожковой. В числе прочего она выразила возмущение тем, что эксперты во время судейства знали, из какого питомника котенок, опознав его по каталогу.

Тут есть один нюанс. Правила WCF действительно запрещают судьям заглядывать в каталог. Однако никакие каталоги не нужны, чтобы узнать завсегдатая выставок. Пытаться запретить эксперту узнавать котят, которых он неоднократно судил и отлично запомнил, – бесполезно.

Однако буква правил есть буква правил, тем более для представителя руководства WCF. Поэтому пост Александры вызвал совсем не ту реакцию, какой она ожидала и добивалась.

Татьяну Чернову совершенно не впечатлил душераздирающий рассказ о предвзятом судействе Рожковой. Зато нечаянный намек на то, что она, Чернова, могла принимать участие в просмотре каталога, вызвал у нее реакцию бурную и агрессивную:

Отвлечемся на время от увлекательного чтения данной переписки и попробуем еще раз представить ситуацию на выставке со стороны.

Наталья Рожкова не судила котят Galeksy. Она делала свою работу, Татьяна Чернова – свою. Каким же образом Рожкова оказалась рядом с Черновой и стала осматривать котенка?

Во время судейства эксперты часто советуются друг с другом. Любой эксперт может попросить коллегу, работающего за соседним столом, подойти и взглянуть на кошку, вызвавшую сомнения. Мне сразу показалось наиболее вероятным, что так было и в данном случае, что подтвердила сама Наталья Рожкова, рассказавшая следующее:

"На этой выставке я судила вместе с Черновой и Рудовым. Меня позвала Чернова, чтобы я подтвердила наличие белого у золотого британца, чтобы его Чернова перевела в биколор. Я не увидела белого и сказала об этом. Потом я взяла какой-то белый листок и приложила его к коту, чтобы было видно, что цвет шерсти отличается от белого. На этом разговор закончился. Со мной не согласились. Я этого кота не судила, окрас ему не меняла и не определяла…

Однако, согласно оценочному листу, мнение Рожковой все-таки было учтено. Чернова не перевела котенка в биколоры, даже дала ему титул в заявленном окрасе ny 12, – и ограничилась всего-навсего пометкой "not for breeding". То, что эксперт на фотографии держит в руке бумажный листок, приобретает в свете сказанного новое звучание. Нет, это не страничка каталога. Это всего лишь попытка продемонстрировать Черновой, чем отличается золотая шиншилла от биколора:

Вернемся к переписке Александры с Татьяной Черновой. Для меня загадка, почему наша смелая и решительная Александра при первых же агрессивных выпадах со стороны Черновой так резко сдала назад. Чего испугалась? Но факт остается фактом – по ходу дальнейшей беседы Чернова имела возможность неоднократно убедиться, что Александра, как это ни странно, абсолютно ничего против нее не имеет и полностью сосредоточена только на мести Рожковой.

Наверное, такова женская логика. Есть эксперт, занимающий одну из руководящих должностей в WCF. Есть другой эксперт, подчиняющийся этому руководству и зависящий от него. Первый заполняет, подписывает и ставит личную печать на оценочный лист, где указывает, что котенок not for breeding. А виноват в этом, оказывается, – другой:

Надо сказать, что Чернова ошибки своей не признала, глупостью перевод в биколоры не сочла. Собственная неспособность отличить золотую шиншиллу от биколора ее ни капли не смутила. Вот что она ответила на настойчивые расспросы Александры о том, что же все-таки было "не так" с одним из двух одинаковых котят:

Вот так, друзья: еще в 2018-м году, как выяснилось, "по всей России" от наших золотых шиншилл рождались кошки с медальонами и биколоры. Мы об этом ничего не знали, а вот Чернова, с ее "очень большим опытом", и не такое видела. И заводчики должны были еще тогда "прекрасно понимать", что окрас золотая шиншилла, над получением которого они бились 15 лет, оказывается, "не для разведения".

Когда Александра покорно (чтобы не сказать – подобострастно) выслушала, кивая, все эти глупости про медальоны и биколоров, многократно посыпала голову пеплом, принесла десять тысяч извинений и поудаляла половину опубликованного, Татьяна Чернова милостиво согласилась помочь ей свести счеты с Рожковой. (Думаю, этому немало поспособствовал и тот факт, что Рожкова не только осмелилась не согласиться с оценкой опытнейшего эксперта Черновой, но еще и попыталась гнуть свою линию, прикладывая к котенку какие-то белые бумажки и пытаясь тем самым оспорить "кипенную белизну" его пальцев).

Татьяна Чернова не обманула и оказала Александре "личную помощь" в полном объеме. Чем все это закончилось для Натальи Рожковой, рассказала она сама:

В дальнейшем было заявлено, что я смотрела каталог и против меня был организован дисциплинарный кейс. Я была на год отстранена от судейства.

И это несмотря на то, что изначально в разговоре с Александрой Шаурой Чернова сообщила: "Никакого каталога мы не видели".

Полагаю, печальная участь Натальи Рожковой послужила наглядным уроком всем остальным. С этого момента судьи, как по команде, один за другим начали прозревать в золотых шиншиллах биколоров. Под раздачу попали все! Даже затушеванные и тикированные, у которых был хотя бы намек на высветленные пальцы.

Попытки заводчиков объяснить экспертам коренные различия между белой пятнистостью и эффектом уражиро сразу и вдребезги разбились о непреодолимую стену – страх потерять судейскую лицензию. Дошло до того, что для владельца золотой шиншиллы стало обычным делом слышать на выставке от судьи: "Я знаю, что у вашей кошки нет никакой белой пятнистости. Но оценку ей дать не могу…"

Золотые британские кошки исчезли с выставок.

Вскоре несколько фелинологических систем признали золото с эффектом уражиро, присвоив соответствующим окрасам разные кодировки и разные названия (ny 13 – golden light в ASC, ICU и МФА, nyu – urajiro в WFA). Часть шиншилловодов переместилась туда. Только после этого руководство WCF, хотя и с большой неохотой, решило все-таки снизойти до признания "нового" окраса. Разумеется, это произошло не раньше, чем были сданы десятки бессмысленных генетических тестов с заранее известным результатом. Множество заводчиков потратили массу времени и денег только для того, чтобы доказать Татьяне Черновой и таким, как она, что среди британских золотых шиншилл нет никаких биколоров, арлекинов, ванов и т.п.

Сейчас, правда, уже появились – в результате прилития к шиншиллам окрасов с белым. И произошло это в том числе и потому, что в какой-то момент заводчики поняли: люди, которые пытаются координировать их работу, уже давно ничего в ней не понимают. Также, думаю, свою роль сыграл и вдохновляющий пример золотых британских шиншилл, которые в течение последних лет успешно развивались вопреки всем запретам.

И вот, после бесконечной сдачи анализов, многократных попыток выслать руководству WCF презентацию и проект стандарта на "новый окрас", после нескольких специальных рингов с участием "совсем новых", "не совсем новых" и "совсем не новых" золотых кошек, у заводчиков наконец появилась надежда, что золотые шиншиллы смогут вернуться и на выставки WCF.

По большому счету всем было уже наплевать, как назовут "новый" окрас и какой буквой обозначат – лишь бы сняли запрет на его судейство. Но руководство WCF отличилось снова.

Неизвестно, кто придумал и утвердил в качестве названия нового окраса словечко "flaxen" – "льняной". Никто из шиншилловодов никогда его не использовал и вряд ли будет, поскольку ничего "льняного" в золотых шиншиллах нет и близко. Зато на все эти "льняные" и "лайтовые" названия живо отреагировали заводчики британских кошек по-настоящему нового окраса с рабочим названием "саншайн":

Узнав о предстоящем признании "flaxen golden", заводчики британских саншайнов справедливо рассудили, что попытаться "въехать в рай на хвосте золотых шиншилл" без всяких презентаций, стандартов и тестов на белую пятнистость – очень хорошая идея. Тем более, что сами утвержденные названия "новых" окрасов способствовали ее реализации. Вместо всем понятных золотых шиншилл (или золотых шиншилл с эффектом уражиро), появились сначала golden light, а потом flaxen golden. Оба названия как нельзя лучше подходили саншайнам, которые действительно и "light" (такое легкое и светлое золото, что его почти не видно), и "flaxen" (желто-серо-белое а-ля серебро с руфизмом).

Что касается золотых шиншилл с эффектом уражиро, то ни один термин так хорошо не описывал их, как "golden akita" – однако этот вариант всегда упрямо отклонялся руководством всех фелинологических систем под тем предлогом, что "слово "akita" занято, это порода собак!" У варианта "akita", впрочем, были допустимые альтернативы – copper, fox, flame – подчеркивающие, что эти шиншиллы не светлые, не белые, не желтые, не серые и т.п., а наоборот – яркие, нарядные, контрастные, подобные красной меди, лисице, огню!

На руку "саншайнистам" сыграли и первые результаты генетических исследований. Одновременное обнаружение как у "акит", так и у "саншайнов" аллеля wbBSH, да еще и название "саншайн", которое ранее успели застолбить сибирские золотые и серебристые кошки с руфизмом, – все это оказалось "слишком" для руководства WCF. Похоже, там окончательно перестали понимать, чем британский саншайн отличается от золотой шиншиллы.

Первоначально в выставочную программу WCF Best Cat добавили новую группу окрасов с уражиро nyv (ayv, byv, cyv…). Логика такого обозначения понятна – золото остается золотом, но к нему добавляется дополнительный паттерн. Однако председатель судейской комиссии WCF Беверли Элиан (которую заставили заниматься проблемой золотых шиншилл, оторвав от любимой породы "карпати") вскоре сообщила заводчикам саншайнов, что на Ассамблее приняли оба окраса одновременно, дав им одно и то же название и одну и ту же кодировку nv (av, bv, cv…). В программу также внесли изменения:

Итак, сегодня оба представленных ниже окраса называются "flaxen golden". И справа льняное, и слева льняное, а судьям предстоит решить, какое льнянее и почему оба они не золотые:

В чью пользу сделают выбор, как объяснят отсутствие y в коде окраса и присутствие golden в его расшифровке, не буду даже пытаться предполагать. Зато сколько экспертов в случае чего можно будет лишить лицензии за то, что судят не по правилам!

Copyright © Материал взят и предоставлен с канала Дзен , автор Елизавета Липовенко. Все права защищены .

Share
Кемерово 2-3 апреля WCF Show cats MFA - 25.02.2023

YOU MAY ALSO LIKE